Главная » 2012 » Февраль » 6 » Всякий ненавидящий брата не имеет жизни ( 1 Ин., 3.15)
14:42
Всякий ненавидящий брата не имеет жизни ( 1 Ин., 3.15)
Highslide JS
Всякий ненавидящий брата не имеет жизни
( 1 Ин., 3.15)


Костанайская епархия ликовала и радовалась, когда одно-за другим совершались великие события: праздник Рождества Христова, освящение прекрасного, самого красивого собора в Казахстане, в честь Иоанна Богослова в г. Рудный, прибытие святых мощей Преподобномучениц, великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, потрясающее торжество Крещенских праздников.

Казалось- бы, можно радоваться и готовиться к предстоящим делам, составляющим церковную жизнь. Но … мы живём в мире, который «во зле лежит» и противится всякому добру. Стало традицией бороться за всякое доброе дело, бороться за правду и право, за веру и любовь. Не исключением стала наша радость по поводу означенных важных событий- шквалом злословия они омрачены на страницах СМИ.

Общепринятые и разрешенные формы в строительстве храмов их оформлении, росписи и расположении, подвергнуты некорректным насмешкам и домыслам. Вложение огромных средств, нечеловеческие усилия, бессонные ночи, пренебрежение своим авторитетом и временем  – всё это подвергнуто сомнениям и критике людей, ничего не сделавших для строительства храма. С каким упоением сделаны ошибочные предположения и ошибочное их развитие!

Я, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, взываю к совести и гражданской позиции всех,  кто участвует в этой неблаговидной травле достойных людей. В качестве аргументов свидетельствую вам о том, что выход в СМИ готовился не 24-го января после 22-х часов, а значительно раньше, – всё это время я работал у себя в кабинете, никто не обозначил мне даже намёка на предстоящие публикации!

Почему,  несколько месяцев со времени появления росписи в соборе, авторы статей не обращались с вопросами, даже во время интервью, во время чаепития в храме после богослужений и не попытались получить на них разъяснения?

Почему авторы статей обратились не к правящему епископу, а к секретарше присвоив ей титул «Секретаря Костанайско-Рудненской епархии» (см. газета «Время» 25.01.2012г.)? По-видимому, искали далеко не правду, а неквалифицированную информацию, что бы развить под видом правды  свои личные замыслы. Авторам статьи спешу сообщить раньше « по возвращении в феврале» (газета «Время») – в нашей епархии пока ещё нет этой должности.

Относительно обращения к «известнейшему российскому богослову, протодиакону Андрею Кураеву» (газета «Время» 25.01.12г), должен заметить следующее: икона имеет в Православии канонические правила, которые поручены надзору епископа, а не диакона. Все особенности написания икон, живописи, стенописи, фрески, фотографии и т.д. согласовываются с архиереем, потому что любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение  епископа.
В Московской Духовной Академии студенты изучают православную иконографию, среди них посчастливилось быть и мне. На основании этого спешу уверить вас, что канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя своё художественное мастерство, опыт и окружающие примеры. Известны случаи, когда Спасителя и Его святых апостолов изображают в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям.

Христос – Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых – всё это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становиться частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам. Что касается опубликованной вами росписи: она не вызывает никакого сомнения в правомочности быть на указанном месте свода храма.
После окончания росписи и одобрения архиереем замысла художников совершилось освящение собора. Сейчас это место особого присутствия Божия. Сомневающимся хотелось бы привести слова из Священного Писания: - «Что Бог очистил – не почитай нечистым.» (Деян., 10.15)

Дорогие братья! Прошу вас, не превращайте добра в зло! Не становитесь на путь раздоров. Мне очень стыдно перед Сергеем Витальевичем, перед Мухамеджаном Мамаджановичем, перед художниками и всеми, кто вложил себя в строительство храма, потому что за доброе им воздаётся злое. Я прошу у всех прощения, желаю им помощи Божией в добрых делах, благодарю за доброту и терпение.

Призываю всех, кто почувствует за собой грех раздора, приводящий к разрушению взаимного доверия, сделать такожде и опубликовать это в СМИ.


Анатолий, Епископ Костанайский и Рудненский
26 января 2012 года.

Просмотров: 1517 | Добавил: Администратор | Теги: храм, освящение, рудный, вера, кулагин, статья, кураев, любовь
Всего комментариев: 241 2 3 »
24 Diak777  
1
Офтоп - Владлен подобные умозаключения вы в праве оставлять на других сайтах. Вынужден удалить ваш комментарий. С уважением диакон Алексий.

23 Мила  
1
Поднятая тема, по моему мнению, не красит ни одну из муссирующих сторон, каждый внес свою лепту, но не во славу Божию.
"Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело - во славу Божию проповедовать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело - во славу свою блеснуть, отличиться".Архимандрит Иоанн(Крестьянкин).

22 Kuraev  
0
Новая статья Кураева: Что мне за дело до казахстанской фрески?

Споры о казахстанской фреске с губернатором – это маркер, показывающий глубину трансформации общественного и церковного сознания. Понятно, что многие церковные головы остались в имперско-византийской («константиновской») эпохе. Она и мне и дорога и интересна. Но исчез имперский «контент»: главное отличие современной эпохи от «константиновской» в том, что в восприятии людей государственная власть давно и безнадежно расколдована (или десакрализованна).
Поэтому попытка поместить лик современного вождя или спонсора в сакральное пространство храма воспринимается как шок, как повод для смеха или возмущения.
Еще одна новая черта: прозрачность. Частная новость о том, что в каком-то очень далеком районном центре сделали чиновнику «немножко приятно», быстро становится достоянием глобальных пересудов. «А потом про этот случай раструбят по би-би-си». Это буквально: о рудненском конфузе би-би-си уж рассказало http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/society/2012/01/120127_kazakhstan_senator_fresco.shtml)

Перемен в жизни и сознании людей много. Не все из них громко декларируют себя. Но если у церковных руководителей нет установки на то, чтобы замечать и учитывать эти перемены, то нарастает разрыв непонимание . Главное из этих непониманий: сами православные люди тоже становятся другими.
Отсюда и полная неадекватность некоторых официальных и полуофициальных реакций на фресковый скандал: какое, мол, право имеют нецерковные люди возмущаться тем, что мы сделали у себя в храме. Ну, во первых, меня все же трудно назвать «нецерковным человеком». Журналист газеты «Время», который поднял эту тему, также вполне регулярный прихожанин. Участники интернет-обсуждений также в значительной своей части церковные люди и даже священнослужители.
Церковь уже не совсем крепостная...

21 Kuraev  
0
Церковь только учится жить в условиях относительной свободы совести, когда государство не гонит нас и не загоняет к нам. За 20 веков нашей истории модели церковно-государственных отношений не отличались разнообразием: сначала Империя гнала Церковь; потом Церковь в союзе с Империей гнала всех остальных. И лишь 20 лет мы пробуем жить иначе. Пробуем и ошибаемся. Инерция велика. С трудом приходит понимание, что симфония нужна не столько с властями (они же выборные и сменяемые; сегодня есть, через год их нету; история фреск-губернатора Кулагина это хорошо показывает), сколько - скажу языком патриарха Кирилла - с общественными субкультурами. В том числе – с «субкультурой Болотной площади».

То, что было приемлемо для византийского мышления (лик императора в храме), сегодня уже нетерпимо в сознании именно прихожан.

Не все прецеденты, бывшие в прошлом, стоят того, чтобы воспроизводить их сегодня. По многим поводам мне уже приходилось об этом говорить. История Церкви столь разнообразна и богата, что любая ее цитация сегодня маркирует личный выбор цитирующего, а не одолевшую его непреклонную необходимость церковной традиции. Ты цитируешь Златоуста о том, что руку надо освятить ударом по устам еретика – знай, что это ты говоришь о своих личных хотелках, а не о том, что приемлешь лишь в силу святого церковного послушания. Ибо в церковном предании есть и ровно противоположные святоотеческие суждения. То, что ты выбрал такой пример - говорит лишь о том, что творится в твоей душе.
Поэтому вопрос не только в поиске прецедентов. Все равно никто из апологетов рудненской фрески точных прецедентов указать не смог. Ведь они не смогли ответить на два вопроса – мыслимо ли изображать современно чиновника в каноническом библейском сюжете, и почему его сделали соседом Каиафы?

20 Kuraev  
0
Фреска независимо от былых прецедентов неприемлема прежде всего потому, что современные люди в Церкви, где они оказались по своему личному выбору, хотят ощущать себя служебниками и служебницами Божиими (это я по чешски сказал), а не подданными светских властителей. Поэтому, когда лики мирских вождей проступают с храмовых росписей или через речи проповедников, люди в ужасе шарахаются от таких миражей.

Так что с апологетами рудненской фрески у меня расхождения цивилизационные. Эпохальные.

Кстати, очень показательно, что в Казахстанском интернете возмущение фреск-губернатором было не меньшее, чем в российском. Это означает, что Казахстан – вполне современная страна. И, значит, шанс для христианской миссии в Казахстане есть.

Теперь я, пожалуй, могу среагировать на суждение казахстанского о. Александра:

«Что касается отца Андрея, то считаю, что когда ему поступил звонок от нашего корреспондента, он мог славировать эту тему, не заострять. Будучи в хороших отношениях с епископом Анатолием, мог сообщить ему о надвигающемся подобного рода конфликте. Это бы изрядно смягчило ситуацию. Хотя не мне, убогому, давать советы Профессору богословия.

19 Kuraev  
0
Отец Протодиакон конечно прав в том, что тему бы раскрутили и без него, но его авторитет в обществе высок. А тут получилось что попы за чубы друг друга тягают. Потеха-то какая!
Лично мне, эта фреска не так-то и важна, я еще раз повторюсь, что это буря в стакане воды. Канонника иконописи об этом вообще молчит. Прецеденты подобные были.
Важно не это. Важно что весь этот сыр-бор подхватили враги церкви. Протодиакон Кураев по определению не может быть врагом Церкви. Сие есть издержки от него не зависящие. Однако уверен, если бы он совершал свое служение в Казахстане, то несколько бы иначе отреагировал на данную ситуацию...» http://pritvor.kz/distribution/viewtopic.php?f=2&t=187&start=30.

Нет, я не стал бы лавировать, потому что речь идет о проблеме более чем приходской - цивилизационной.

18 Kuraev  
0
Еще я не стал бы лавировать, потому что на Церковь России сейчас льют ушаты критики в связи с нашей, как представляется критикам, излишней лояльностью к властям. И вдруг в эту нашу российскую довольно нервную политическую атмосферу приходит весть из Казахстана. Если бы не было моего резкого протеста - цунами негодования и язвительного возмущения казахстанской фреской было бы направлено не на губернатора, а на всю нашу Церковь и на Патриарха. Мой выбор (при всей нерушимости моей любви к владыке Анатолию) понятен?

Звонить владыке я не стал по той причине, что для него естественным образом локальные проблемы очевидно важней, чем какие-то возможные осложнения в далеком и зарубежном общественном мнении. Нетрудно догадаться, что скорее всего он посоветовал бы мне не вмешиваться. Прямое архиерейское благословение я бы не нарушил. В итоге статья во «Времени» вышла бы, но без моего комментария. Пусть с запозданием, но сюжет попал бы в российский интернет и в ленты новостей. И вышло бы, что вся церковь согласна с рудненской экстравагантностью и вся она за нее отвечает…

17 Kuraev  
0
Вы правы, о. Александр, если бы я служил в Казахстане, я бы смолчал. Но вот и повод порадоваться, что Церковь Казахстана является частью над-национальной Московской патриархии. Так наши иерархи советских времен громко ругали иностранцев, свидетельствовавший о несвободе совести в СССР, но тайно их же благодарили за сказанную ими правду. Посему, полагаю, что вслух ругая меня, вы и ваши сослужители тихо все же помяните меня, недостойного, у престола.

Не могу с вами согласиться, отче, в одном – неверно, будто тут «попы за чубы друг друга тягают». За все время дискуссии я все же не сказал ни слова осуждения в адрес казахстанских священников и архиереев.

16 Игорь  
0
Позорную историю обычного нашего лизоблюдства интернет, как водится, превратил в развесёлый анекдотец и растрындел на весь мир. Заказчики должны сами прилюдно замалевать это непотребное позорище. Человек, который не может просчитать последствий своих действий хотя бы на пару шагов, глуп. А тот, чьи невежественные поступки способны поселить смуту, ещё и опасен в своей глупости. Уберите из храма этот поп-арт! И ещё: я в очередной раз убедился, что РПЦ перестала быть духовной силой. Вы способны только мямлить извиняющимся тоном и шептать. А ведь «где дух Господень – там свобода» (2 Кор. 3:17). Нет у вас свободы, и духа Господня нет.

15 Прокси  
0
Кураев в ЖЖ откликнулся на комментарии батюшек к этой теме. Так как многие не могут читать кураевский блог (ЖЖ в нашей стране закрыт), выкладываю пост под названием "Скажу не как пресс-секретарь, а как простой священник" с блога Кураева (http://diak-kuraev.livejournal.com/275004.html).
Вначале он приводит возмущенный текст казахстанского священника (www.pritvor.kz/distribution/viewtopic.php?f=2&t=187), а затем обращается к нему:

Отче, как простой священник, ответьте на такие мои простые тезисы:

1. Те благотворители (владетели), что рисовались на древних фресках, строили храмы на пожертвования из своих имений. Кулагин тоже построил Рудненский собор за свои личные деньги? если да - то в курсе ли его состояния налоговая полиция Республики Казахстан? Если же это деньги бюджетные или корпоративные - то при чем тут он? Если министерство культуры России выделило бюджетные средства на создание некоего монастыря - должно ли лицо этого министра культуры, чья подпись была под распоряжением, появиться в этом монастыре? Может ли оно там появиться? Или там должен быть лик министра финансов? Или премьера?

1-10 11-20 21-24
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Форма входа
 
 
 
С 15 января по 19 января
2012 года
 СВЯТЫНЯ ПРАВОСЛАВИЯ
НА КОСТАНАЙСКОЙ ЗЕМЛЕ
 
 
Календарь
 


 
 
ПРЯМОЙ ЭФИР
 




 
 
 
Православные новости
 
 
 
Статистика
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
НАША КНОПКА
 
Скопируйте из поля





 
 
МИР