― Ваше Высокопреосвященство, наша страна готовится отметить юбилей независимости. Как Вы оцениваете прошедшие 20 лет пути?
― Времена, когда ослабели ледяные путы тотального атеизма, всем нам
памятны и дороги. Конец 80-х годов застал меня на родине, в российском
городе Вятке, где я исполнял, после окончания духовной академии в городе
на Неве, церковное послушание секретаря епархиального управления. Но
уже в 1989 году Господь судил мне стать епископом и возглавить
Костромскую епархию нашей Церкви. Отчетливо помню то радостное, весеннее
чувство, с которым мы встречали каждый новый освобожденный от мусора
храм, каждую вновь обретенную святыню. Убежден, что те же чувства
переживали верующие в Казахстане.
В 90-е годы верующие, наконец,
после долгих десятилетий гонений и преследований вздохнули полной
грудью, ощутив ценность религиозной свободы. В Казахстане ощущение этих
свобод соединялось, как мне рассказывали, с неким тревожным чувством ―
ведь республика впервые в своей истории обрела независимость, и было не
ясно, каким путем пойдет далее развитие общества и государства. Сегодня
можно сказать, что в отношении последнего оправдались оптимистические
ожидания. Ведомая президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым,
Республика Казахстан двигалась быстрыми шагами по избранному пути и ныне
вошла в число государств мира с развивающейся экономикой и миролюбивым
народом.
В 90-х всем казалось, что полная свобода исповедовать
любую религию принесет обществу только пользу. Ответственные работники
министерств и ведомств с удовлетворением отмечали рост численности
религиозных организаций, не обращая внимания на их конфессиональную
принадлежность: с радостью принимали у себя любых проповедников, ожидая
от них только добра. Общество ожидало, что верующие любой конфессии
будут порядочными, законопослушными гражданами. Предполагалось, что вера
в Бога любого толка будет пробуждать у людей только светлые чувства. У
многих выходцев из партийной номенклатуры возник своеобразный покаянный
комплекс: много лет гнали все религии, а теперь будут все разрешать и
всему радоваться!
В этих ожиданиях общество серьезно обманулось.
Реальность оказалась совсем другой. Уже в середине 90-х стало очевидно:
многими свобода понимается как вседозволенность. Телевидение захлестнуло
низкопробное, безнравственное кино, так что взрослые стремились
оградить от экранов своих детей. На фоне религиозной безграмотности
самые дикие и невежественные суеверия приобретали массы последователей.
Появились псевдо-религиозные деструктивные организации. А в новом, XXI
веке, на нашей мирной земле развили свою деятельность отдельные
проповедники агрессивной античеловеческой идеологи, прикрывающейся
религиозными лозунгами.
― Как Вы оцениваете сегодняшнее религиозное состояние общества?
―
Сейчас ситуация изменилась к лучшему в том смысле, что общество
получило значительные познания о религии. Люди стали понимать, что не
всякая «духовность» ― от Духа Божия. И не всякий проповедник ― честный и
с благими намерениями. В Евангелии хорошо сказано: «Берегитесь
лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть
волки хищные» (Мф. 7:15). В справедливости этих слов все убедились.
Важно
научиться отличать истинную свободу от вседозволенности и понять, что
по-настоящему свободны те, кто в сердце своем носит Закон Божий и
ощущает естественную потребность творить добрые дела. Прекрасно сказал
об этом Святейший Патриарх Кирилл: «Лишь тогда, когда человек связывает с
борьбой за свободу от внешних стесняющих обстоятельств стремление к
освобождению от греха, — только тогда и никогда иначе эта борьба против
внешних стеснений приводит к тому, о чем человек и мечтает ― к
подлинному освобождению человеческой личности. Потому что именно в
освобождении от греха познается истина человеческого бытия,
расставляются приоритеты человеческой деятельности, и каждый именно в
свете свободы от греха способен видеть, что есть подлинная свобода».
Понимание
этой очевидной истины позволяет провести четкую грань между
традиционными религиями и деструктивными религиозными организациями.
Всякое насилие, тем более, прикрывающееся религиозными лозунгами,
противоречит истинным представлениям о Божестве, которое присуще любой
нравственно здоровой человеческой душе. И никакие человеческие
идеологии, никакие человеческие религии, никакие измышления не способны
затемнить эти представления.
Религиозные взгляды помогают людям
ощутить и некую глубинную связь людей друг с другом. Ведь все мы созданы
по «образу и подобию Божию».
Евангелие учит нас: «Кто говорит:
"я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата
своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы
имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»
(1 Ин. 4:20-21).
За 20 лет свободы обретен важный социальный
опыт: не всякая религия прививает добродетельную любовь к ближнему.
Верующий человек, лишенный нравственности ― жестокий фанатик.
Деструктивным агрессивным культам мы обязаны противостоять всеми силами.
―
На Ваш взгляд, принятый в нынешний юбилейный год в Казахстане новый
«Закон о религиозных организациях» отвечает текущему моменту? Но ведь он
препятствует миссионерской работе, в том числе, и представителям
традиционных религий.
― Человеческие законы
меняются, совершенствуются. Закон всегда отражает текущую заботу
общественных сил о благе своей страны, отражает положение вещей на
конкретную историческую перспективу, полагает преграду распространению
социальных болезней. И в этом смысле новый закон, конечно же, оправдан.
Но важно понимать: ни один закон не способен по-настоящему вылечить,
исцелить общество. Государство помогает сделать так, чтобы земная жизнь
не превратилась в ад, но сделать жизнь здоровой, содержательной и
комфортной могут только люди, распространяющие высокие духовные
ценности: милосердие, миролюбие, любовь и взаимопомощь. А вот здесь
государству не обойтись без союзников ― традиционных религий, которые
по-настоящему наполняют жизнь смыслом. Впрочем, подлинным раем земную
жизнь сделать никогда не удастся ― нужно смотреть на вещи трезво. Однако
послужить друг другу на земле можем мы все, в независимости от того,
какую традиционную религию исповедуем.
Некоторые публицисты
называют XXI век «реваншем Бога». В условиях открытого информационного
пространства скрыть истину о Боге просто невозможно. Все больше людей
встают на путь духовных поисков. Наша задача ― облегчить этот поиск
людям на путях своей религиозной традиции, отвратить их от душепагубных
заблуждений. Святитель Московский Филарет писал, имея в виду церковные
расколы ушедших веков: «Люди устремляются на беззаконный путь, когда
недостаточно хорошо устроен путь законный». Необходимо устраивать
законный путь изучения религии законными средствами!
Убежден, что
вопрос о преподавании в государственных школах и вузах традиционной
религии рано или поздно вновь встанет перед законодателями. А пока мы
ставим перед государством лишь вопрос о сохранении молитвенных комнат в
тюрьмах и медицинских учреждениях. Есть надежда, что он будет решен
положительно.
― Ныне, возглавив Православную Церковь Казахстана, в чем Вы видите свою главную миссию?
―
Каждому православному христианину в Казахстане нужно понять: мы
поставлены здесь Промыслом Божиим, нам вручено послушание заботиться о
духовном благополучии ближних ― сограждан, опекать святыни, которые
дороги всем верным чадам Православной Церкви. Мы призваны сеять семена
духовной любви людей друг к другу.
На благодатной, щедрой,
плодородной земле Казахстана обильно пролилась кровь новомучеников и
исповедников христианства и других невинных людей. Их души стали
свидетелями великой правды ― правды о том, что Богу неугодно
человеконенавистничество. Убивающие человека продолжают распинать Самого
Бога, пребывающего в человеке. Вот почему земля Казахстана стала землей
благословенной и святой. Она дорога сердцу каждого человека, который
интересуется историей нашей Церкви и чтит подвиг мучеников.
Как
известно, именно во дни тяжких испытаний особо проявляется нравственная
сила человека и его способность не ломаться самому и поддерживать
других. В суровые годы сталинских репрессий, голода и войны стал
очевидным тот колоссальный духовный потенциал, который сохраняет в себе
Православная Церковь. Именно в религиозной традиции Православия были
воспитаны такие выдающиеся личности, как исповедники митрополиты
Алматинские Николай (Могилевский) и Иосиф (Чернов), Карагандинский
старец преподобный Севастиан (Фомин), другие подвижники. Жизнь сводила
этих пастырей с тысячами людей разных национальностей и различных
религий. И в общении с ними они никогда не делали различий, но
стремились каждому, независимо от религиозных взглядов, оказать помощь,
щедро поделиться своим жизненным опытом и сокровищами своей души ―
любовью и надеждой.
А что касается миссионерской деятельности…
Подлинное миссионерство не имеет ничего общего со стремлением любой
ценой увеличивать число покрестившихся. Подлинное миссионерство не
кичится, не возглашает громогласно в трубы. Оно состоит в создании
особой духовной атмосферы вокруг себя. У христианина это происходит
естественно в процессе общения со всеми ближними и дальними. Христос
Спаситель говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это
все приложится вам» (Мф. 6:33). Это пожелание Господь относит не только к
тайнам жизни будущего века. Он свидетельствует: «Царство Божие внутри
вас» (Лк. 17:20-21). Рай и Божие Царство ― это, прежде всего, состояние
нашей души, это дух взаимоотношений между людьми. Для христианина не
может быть никаких препятствий в осуществлении своего миссионерского
призвания, понятого таким образом.
Приобщить окружающих к духу
любви Христовой и означает исполнить свое предназначение на земле. Этому
нас учили казахстанские исповедники XX столетия. Будем помнить также,
что через нас Имя Божие может и прославляться и подвергнуться поруганию.
Постараемся всеми силами избежать второго.
―
Ваше Высокопреосвященство, сколь значительна, на Ваш взгляд, была роль
Православной Церкви в Казахстане в эти годы, и какова она сегодня?
―
Нужно отметить, что Церковь в Казахстане, как и на всем пространстве
Советского Союза, будучи гонима атеистическим режимом, тем не менее,
сохранилась, и, начиная с 70-х годов, даже пыталась развивать свою
внутреннюю жизнь. Устная проповедь звучала всегда ― даже в сталинских
застенках. И никогда самые безбожные власти не могли ограничить мысли и
чувства людей, не могли сделать так, чтобы мать не говорила детям о
своей вере и религиозном уповании. Ведь невозможно лишить людей
солнечного света и прикрыть рогожкой небеса! Кроме того, Русская
Православная Церковь всегда осуществляла свою цивилизационную,
образовательную, миротворческую миссию. Она несла людям Чайковского и
Рахманинова, Пушкина и Достоевского, выдающиеся художественные
произведения, строила архитектурные шедевры. Церковь консолидировала
людей разных национальностей, примиряла различные социальные слои. И при
этом стремилась к самому главному ― спасать души.
Сегодня
молодые, здоровые, энергичные люди полны сил, они готовы свернуть горы,
они испытывают многоразличные стремления. И Церковь призывает их
направить эту энергию к полезному. Говоря словами святого апостола
Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые
домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10) . Задача
Священноначалия состоит и в том, чтобы способствовать объединению
православных людей вокруг их святынь, в разнообразных проектах
социальной направленности.
Важнейшими событиями минувших 20 лет
стали: возвращение ряда уникальных храмов ― памятников истории и
культуры к их прямому назначению ― прославлять Господа, среди которых в
первую очередь необходимо упомянуть Вознесенский кафедральный собор
Алма-Аты. Строительство Успенского собора в Астане и ряда других новых
соборов. В Казахстане число православных храмов за эти годы увеличилось в
5 раз и достигло 310. Совершилось строительство в Алма-Ате
Серафимо-Иверского женского монастыря, прославление и открытие святых
мощей священноисповедника Николая Алма-Атинского, преподобного
Севастиана Карагандинского, священномучеников Серафима и Феогноста.
Исторические вехи ― это посещение Казахстана Предстоятелями нашей Церкви
Святейшим Патриархом Алексием II и Святейшим Патриархом Кириллом.
Необходимо отметить прибытие в Казахстан святынь всеправославного
значения. Я был поражен, наблюдая в сентябре этого года за нескончаемым
потоком верующих к чудотворной святыне Русского Зарубежья ― Курской
Коренной иконе Божией Матери «Знамение». Прочно заняли свое место в
церковной жизни крупные проекты в сфере молодежного служения, такие, как
фестиваль воскресных школ «Духовный сад Семиречья». Регулярно
проводятся научно-практические конференции, посвященные подвигу
новомучеников и исповедников. Сегодня один из приоритетных проектов ―
создание в Алма-Ате высшего богословского учебного заведения, духовной
семинарии. Хотел бы обозначить особо строительство в Астане по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с
одобрения Президента Казахстана Н.А. Назарбаева административного и
духовно-культурного центра Митрополичьего округа имени святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия. Можно вспомнить еще много добрых дел
и начинаний.
Мы живем в мирной, независимой демократической
стране. Мы трудимся для того, чтобы наша паства в Казахстане чувствовала
себя уютно и комфортно. Очень важно любить страну, в которой живешь. Я
уверен, что благополучным будет такое общество, в котором граждане любят
свое Отечество и ценят те условия, которые созданы в нем для их жизни.
― Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы хотели пожелать в День независимости народу Казахстана?
―
Прежде всего, от лица православных граждан Казахстана я хотел бы
искренне поздравить Лидера Нации, Президента Республики Казахстан
Нурсултана Абишевича Назарбаева с этим историческим юбилеем и принести
ему слова благодарности за неустанный труд на благо духовного
возрождения родной страны, выражающийся в заботе о нуждах православных
христиан. А всему народу Казахстана хотел бы пожелать мирного неба над
головой, семейного счастья и новых благословенных успехов в
созидательном труде на благо родного края.
Беседовала Марина Сазонова. По материалам сайта http://mitropolia.kz/
|