07:44 Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра | |
«Молитвенное
общение со святыми – потребность верующего сердца». Интервью
митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в преддверии
прибытия в Казахстан мощей святых преподобномучениц Великой княгини
Елисаветы и инокини Варвары. - Ваше Высокопреосвященство, вновь Казахстан по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посетит одна из великих святынь Православия. В начале 2012 года, в дни Рождественских праздников, по благословению
Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла и с согласия митрополита
Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона в Казахстан прибудут
мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини
Варвары. Разговоры ведутся, как правило, людьми далекими от истинного Православия, которым непонятна и неприятна жизнь Церкви. Их раздражает активность духовенства и верующих, яркое проявление религиозного чувства, торжество духа. Святейший Патриарх Кирилл очень верно обозначил состояние таких людей: «они просто выплескивают вовне свою собственную болезнь, свое собственное внутреннее расстройство… Когда человек противится Богу, когда люди находятся в плену у диавола, то Божие чудо у одних вызывает раздражение, у других злобу, у третьих клевету». Прикосновение к святыне, приобщение к Божественной благодати, растворенное искренней верой, сопряженное с горячей молитвой, с покаянием, является серьезной, ощутимой помощью человеку на жизненном пути. Совсем недавно мы стали свидетелями пребывания в Казахстане чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», а в России - пояса Пресвятой Богородицы. Вполне очевидно, что посещение святынями городов и весей разных стран, принесение чудотворных икон и мощей, из мест, где они постоянно пребывают в другие места, приносит людям огромную духовную пользу. И в Казахстане, и в России неоднократно мне приходилось общаться с
паломниками, стоящими в длинных очередях к святыням. Конечно,
сказывается порой физическая усталость, немощь, но какой радостью, каким
чаянием Божией помощи, какой искренней верой светятся их глаза. Здесь в
ожидании встречи с источником благодати человек вспоминает свою жизнь,
задумывается о вечном, кается, молится. И никто, по слову церковного
песнопения, «тощ или не утешен отъиде» от святыни. Да, в 2005 году и также в Рождественские дни. При моем
предшественнике – митрополите Астанайском и Алматинском Мефодии, ныне
митрополите Пермском и Соликамском – ковчег с мощами Великой княгини
Елизаветы и инокини Варвары впервые посетил Казахстан. С 11 по 13 января
святыня находилась в Вознесенском кафедральном соборе Алматы. Десятки
тысяч верующих съезжались со всей страны в Южную столицу и, несмотря на
январские морозы, выстаивали многочасовые очереди, чтобы приложиться к
цельбоносным мощам алапаевских страдалиц. Священнослужителями
совершались молебные пения с акафистами, людской поток к святыне не
прекращался ни днем, ни ночью, многие шли семьями, с детьми. Сотрудники
епархии и духовенство собора до сих пор вспоминают воодушевление и
искреннюю радость многочисленных паломников, заполнивших не только
соборную площадь, но и улицы парка 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев. В 2005 году ковчег с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары пребывал в Казахстане всего лишь три дня, в одном-единственном городе – в Алматы. Возможность совершить молитвенное поклонение была ограничена нехваткой времени и дальностью расстояний. В этом году программа пребывания святыни составлена так, что верующие всех епархий Митрополичьего Округа смогут получить утешение и поддержку от чудотворных мощей угодниц Божиих. В одном из постановлений Седьмого Вселенского собора сказано: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных».
На пути духовной жизни нам нужна помощь, молитвенное заступление
святых. Обращаясь к ним, мы испрашиваем благословения, исцеления
духовных и телесных недугов, крепости в несении жизненного креста. Тот,
кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, изольет свою милость и
на нас, приблизит нас к Богу. Молитвенное общение со святыми –
потребность верующего сердца. На официальном сайте Митрополичьего Округа в Республике Казахстан
программа уже размещена. Дополнительную подробную информацию с
расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а
также в храмах. На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии, главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество – Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество - Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому – с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгини монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края. Лично у меня, как святыни, хранятся часть гроба преподобномученицы
Елисаветы и часть манжета ее монашеского одеяния, переданные мне в 1992
году известным священнослужителем Восточно-Американской и Нью-Йоркской
епархии Русской Православной Церкви Заграницей – протоиереем Виктором
Потаповым. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, хотя бы кратко, ознакомиться с житием этих святых, увидеть плоды их трудов, вспомнить подвиги и страдания. Жизнь преподобномученицы Елисаветы являет собой один из самых ярких и впечатляющих примеров самоотверженного служения Богу и ближним. Наделенная знатностью происхождения и богатством, имея прекрасное образование и обладая необыкновенной красотой, великая княгиня Елисавета отреклась от мира, предпочла земным благам небесную славу. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в своей жизни она «воедино соединила святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа». Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным. Елисавета Феодоровна основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В первых строках устава обители, написанного преподобноисповедником архимандритом Сергием (Сребрянским) было сказано, что обитель «имеет целью возможными способами помогать больным и бедным, и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». «Праведники живут во веки» (Прем. 5:15), – говорит нам Священное Писание. Святые Елисавета и Варвара отдавшие всю свою жизнь, все способности и таланты недужным, вдовицам, сиротам, обездоленным, и по преставлении ко Господу, исцеляют, утешают, поддерживают, утверждают в вере и благочестии. Преподобномученица Елисавета является небесной покровительницей
супружества, ей молятся о даровании семейного счастья, укреплении любви.
«Радуйся, супругом благочестивым покровительнице», - поется в
акафисте алапаевской страдалице. Молиться об умножении любви и
искоренении всякой ненависти и злобы, особенно в семьях, актуально в
наше время, когда сбываются пророческие слова Спасителя: «по причине
умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24:12). | |
Просмотров: 611 |
Добавил: Администратор
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
2012 года
СВЯТЫНЯ ПРАВОСЛАВИЯ
НА КОСТАНАЙСКОЙ ЗЕМЛЕ